Icon Icon

30 марта 2013 г.

Оценочная деятельность педагога

Современный учитель понимает, что введение нового стандарта образования требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. 

Педагог, владеющий теорией оценочной деятельности, более осмысленно осуществит обновление системы оценки.

В педагогической библиотеке сегодня множество литературных источников, представляющих самые разные точки зрения по проблеме оценки результатов образовательных результатов школьников. Основанием для выбора той или иной идеи служит ФГОС, в котором отражены концептуальные и методологические основы современной системы образования.

Мне хотелось бы остановиться подробнее на одном моменте. Поговорить об оценочных суждениях педагога. Каким образом он может управлять действиями учеников в оценочной ситуации.

Советский психолог Борис Герасимович Ананьев считал, что «оценочные высказывания учителя отражают ряд моментов, характеризующих самого педагога. К ним относятся: способ обращения педагога с учеником, степень развития интереса к ученику, уровень знаний об ученике и условиях его развития, дифференцированность подхода к ученику в отношении мер воздействия, общий критерий повседневной оценки ученика педагогом. …Эти оценочные высказывания, суждения педагога об ученике являются своеобразной, эмпирически вырабатываемой «теорией отношения» педагога к данному конкретному школьнику, на основе которой педагог не только и диагностирует, но очень часто ставит прогнозы развития, в ряде случаев влияющие на дальнейшую судьбу школьника».

В младшем школьном возрасте отношение, оценка взрослого (родителя, педагога) имеет большое значение. В процессе взросления у школьников постепенно изменяется отношение к деятельности и своему поведению. Однако адекватно оценивать свои действия они могут не всегда, так как во всем привыкли полагаться на взрослого. Взрослый для младшего школьника – образец того, как нужно делать, и одновременно – источник оценки действий.

Одни оценочные суждения констатируют («Решил задачу правильно, молодец», «Сегодня написал неаккуратно»), другие мотивируют («Правильно решил задачу, потому что понял, как для тебя это важно», «Написал неаккуратно, тебе было неинтересно»), третьи стимулируют («В следующий раз постараешься и у тебя обязательно получится»).

Объектом оценочных суждений педагога могут быть качества и состояния ученика, его действия, внешний вид и результаты учебной деятельности. Условно можно выделить 4 типа педагогических суждений, обусловленных характером отношений и взаимодействий в системе «учитель-ученик»: деструктивные, рестриктивные, реструктивные и конструктивные.

Деструктивный (разрушающий) тип педагогической оценки содержит такие оценочные суждения педагогов, которые передают критическое мнение о школьнике, его личностных качествах, поведении, действиях и их результатах. Например, называют качества – «плохой, тупой, бессовестный, лентяй, …», состояния ученика – «Соберись сейчас же, что ты раскис?», «Без конца отвлекаешься, вот и наделал ошибок!», выражают негативное отношение – «очень плохо», «позорище», «кошмар», «Опять все сделал не так!», «Замолчи! Чтобы я этого больше не слышала!», «Вот ребята в классе научились, а ты до сих пор не можешь!», «Ну что ты написал?!» и др.

Такие оценочные суждения ранят самолюбие ребенка, причиняют ему страдания. Они влияют на возникновение у ученика действовать самостоятельно. Даже не начав что-то делать, ребенок боится осуждения своих действий. Неуверенность в себе приводит к развитию комплекса неполноценности, и как следствие, раздражительности, озлобленности, агрессивности, недоверию к окружающим.

Рестриктивный (ограничивающий) тип педагогической оценки содержит оценочные суждения.ю которые возникают в процессе соотнесения действий и результатов ребенка с некоторым эталоном, образцом, правилом поведения, хорошо известным педагогу и, по его мнению, безусловно известным ученику.

Примерами таких оценочных суждений являются следующие: «Мне кажется, ты сам в чем-то виноват. Подумай, что ты сделал не так…», «Сегодня у тебя неплохо получилось, но …», «Отличная работа, но в следующий раз я жду от тебя большего», «Не можешь сам справиться, попроси о помощи», «Ты хорошо сделал, как и обещал» и др.

Этот тип педагогической оценки ограничивает действия ученика условными рамками, ведет к угасанию детской инициативности, самостоятельности, что снижает эмоциональный тонус и удовлетворение выполняемыми действиями. Ученик в процессе работы старается выделить и удержать в сознании множественные ограничения учителя, для того чтобы получить его позитивные оценки.

Реструктивный (поддерживающий) тип педагогической оценки содержит оценочные суждения относительно различных видов деятельности ребенка, которые носят поддерживающий характер. Учителю необходимо выделить в работе ученика даже малейшие продвижения, успехи. Согласитесь, всегда можно найти что-то особенное в действиях (результатах) ученика, даже если на первый взгляд ничего не видно: «Я очень рада за тебя! У тебя так замечательно стали получаться эти буквы!», «Мне сегодня понравилось, как ты отвечала!», «Ты у нас такой догадливый!» и др.

Такое оценивание нацелено на обеспечение эмоционального благополучия школьника, его положительного самоощущения, уверенности в себе, в реализацию его возможностей. Хотя этот тип оценки обеспечивает процессы, необходимые для сохранения ощущения комфорта ученика, однако он не всегда определяет перспективу и тактику личностного роста.

В конструктивном (развивающем) типе педагогической оценки оценивание осуществляется с учетом интересов школьника и перспектив его дальнейшего развития. Оценочные суждения педагога предполагают не только позитивную оценку качеств, действий, достижений ученика, но и возможность дальнейшего приобретения, обогащения субъективного опыта.

Примеры конструктивных оценочных суждений: «Саша! Как хорошо у тебя получилось! Еще недавно у тебя это не получалось, а сегодня, наконец, удалось без моей помощи. Знаешь, почему ты достиг успеха?»; «Мне сегодня понравилось, как ты работал, в следующий раз обрати внимание на …»; «Женя! Ты выполнила задание. При выполнении у тебя были затруднения. Задание действительно трудное. Ты уже так много умеешь делать. Я уверена, ты с ним справишься!»; «Как ты быстро справляешься с моими заданиями! Может ты сможешь научить этому других ребят?»; «Ты быстро нашла решение этой задачки, а другие способы сможешь использовать?»; «У тебя великолепная работа! Думаю, ты захочешь и другие работы выполнить прекрасно»; «Я считаю, что ты хорошо справился с этим заданием. А как ты можешь себя оценить?» и др.

Этот тип высказывания ориентирует детей в адекватной оценке своих образовательных достижений и личностных качеств, предполагает свое собственное мнение, оценку.

Заканчивая пост, подвожу итог вышесказанного. Итак, педагогическая оценка может стать для школьника мощнейшим развивающим стимулом или наоборот негативно повлиять на самооценку и учебную деятельность. Настоящая педагогическая оценка должна быть направлена и на деятельностную, и на личностную составляющие активности школьника. В оценке в равной мере должны быть представлены оценочные суждения педагога по поводу процесса и результатов деятельности, а также личностных качеств школьника. Взрослый должен придавать значение личностным проявлениям ученика, оцениванию подлежат его проявления как субъекта и как индивидуальности.

По материалам учебно-методического пособия А.Г. Пачиной "Оценочная деятельность педагога в условиях ФГОС начального общего образования"

9 коммент.:

  1. Полезная статья. Вроде бы для каждого педагога это понятно,но на самом деле не мешает напомнить, что каждый ребёнок-личность, которую надо не убивать, а вовремя поддерживать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я полностью согласна с вами! Мы же живем в одном мире! Чем больше счастливых, успешных людей, тем лучше мир! (я идеалистка:)))

      Удалить
  2. Эта тема всегда актуальна. С интересом прочитала статью. Радует, что сама использую реструктивный и конструктивный метод оценки деятельности учащихся. Хотелось бы рассмотреть отметочную систему при выполнении учащимися разноуровневых заданий.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот на будущий год на нашем ШМО и запланируем актуальные и интересные темы! Я только за!

      Удалить
  3. Анонимный11/4/13

    Здравствуйте! Случайно забрела на этот блог с районного сайта образовательного, читаю, много интересного и даже решила высказаться, может быть, услышите.

    Была в школе у старшего сына, пока ждала звонок, гуляла по коридорам. Удивлена, как некоторые учителя кричат на детей на уроке. Если нервы ни к чёрту - зачем мучаете детей и себя? Я не знаю фамилий этих женщин. Специально не называю школу. Здесь вы все рассуждаете, как хвалить учеников и прочее. А вы ближе к обеду потихоньку пройдите по первому этажу, где занимается начальная школа, а потом спросите у этих дам за что они так с детьми? Работу нужно любить, детей нужно любить! Хорошо, что есть в ваших рядах оптимисты, которые действительно отдают всю душу ученикам. Измените, пожалуйста, некоторых своих коллег!

    Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за ваше неравнодушие к проблеме отношений учителя к ученикам. К сожалению, должна признать, что вы правы. Я тоже озабочена этой темой, именно поэтому и появился мой пост об оценочных суждениях педагога. Детей в семьях воспитывают по-разному (кто-то вообще не занимается этим). Некоторые дети не понимают доброго слова, потому что привыкли, что на них только кричат. Это, конечно, не оправдывает педагога, который уподобляется нерадивым родителям. Могу отвечать в данном случае только за себя: в своей педагогической практике старалась и буду стараться сохранять доброжелательный тон и дружеские отношения с детьми.

      Удалить
  4. Я стимулирую детей, говорю сейчас мы это исправим вместе, потом доделаешь и будет все прекрасно! Потом они начинают уже сами и аккуратно и бережно доделывать свою работу.(Урок Рисования)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Я тоже всегда стараюсь увидеть хорошее и на это обратить внимание. За время отсутствия в школе переосмыслила свои взгляды на педагогическую деятельность.

      Удалить
    2. [im]http://www.sch41nn.edusite.ru/images/2012.jpeg[/im]

      Удалить

Ваши комментарии приветствуются! Я их с удовольствием прочту и обязательно отвечу!

Хотите вставить в комментарий картинку?
Используйте теги:
[im#]ссылка на большое изображение[/im]
[im]ссылка на маленькое изображение[/im]

Картинка должна располагаться в Интернете и иметь расширение в конце своего адреса!